Обзор Half-Life 2: Episode Two
Из года в год, со времён второго распада, надев аляповатый колпак и старательно изображая добродушную улыбку, шеф-повар с легко запоминающейся фамилией Ньювелл подносит нам одно и то же блюдо, предварительно посыпав его свежими специями, лишь слегка оттеняющими знакомый вкус. Казалось бы – сущая наглость, особенно с учётом того, что по своему размеру сии яства скорее походят на легкую закуску, нежели на полноценный обед. Но, прожевав последний ломтик и с чувством лёгкого голода отправившись в родные пенаты, мы с удивлением осознаём, что отдали бы все за самую малость - добавку.

Deus ex machina

Апостериори Half-Life 2: Episode Two является всё тем же быстротечным шутером, с чётко направленным вектором движения, в котором удовольствие доставляет не столько сам процесс сколько его созерцание. Кажущийся огромным мир, с сотнями тысяч деталей, сводится к тривиальному коридору колоссальных размеров, в котором нет места вольностям и смекалке. Но в то же время, проходя по невидимым кнопкам и делая то, что предлагают разработчики, мы вовсе не ощущаем оков на своих запястьях, напротив, нас обдувает прохладный бриз свободы, пусть и иллюзорной, но такой пьянящей.

Вторит общему мироощущению и калейдоскоп геймплея с невероятной скоростью проносящий мимо наших глаз ситуации и антуражи: вот мы отстреливаем валящих со всех сторон муравьиных львов, в компании двух незадачливых бойцов сопротивления, а уже через десяток-другой минут, рассекаем на полуразобранном мустанге по поросшим зеленью спидвеям, периодически поглядывая на радар. Здесь нет места для скуки, а действие походит на ураган, свирепый и беспощадный, сметающий всё на своём пути. Но, как и прежде, стоит всего на шаг сойти с выложенной желтым кирпичом тропы, как магия рассеивается, а еще несколько мгновений назад бьющая ключом жизнь впадает в непробудную спячку. Путь к финалу один, он железен и не терпит самоуправства.

Вообще детище Valve является игрой лишь де-юре, фактически это интерактивный фильм, аттракцион, где нам уготовлено самое лучшее место в первом ряду. Но в отличие от аналогичных проектов, вроде набившего всем оскомину Call of Duty, здесь нет наигранности, все события воспринимаются серьёзно и не порождают мыслей вроде «Оба на, мост рухнул, круто!». Дело в том, что у Half-Life был и остаётся свой неповторимый стиль, своя индивидуальность, неприсущая никому более. В ней есть некая обстоятельность, не позволяющая усомниться в реальности событий, но только с учётом того, что события эти происходят не в нашем мире, а в многомиллионном голливудском блокбастере, из разряда «герой в одиночку спасает мир».

И наплевать, что заявленной новой пушки нет и в помине, вышеупомянутое средство передвижения отличается от своего прообраза только внешне, а заимствования из «Звёздного десанта» нагло лезут в глаза. У «второго эпизода» есть атмосфера, некое неосязаемое притяжение, приковывающее к монитору вплоть до самых титров. Правда стоит оговориться, что хватает флюидов магнетизма только на один единственный раз, повторное прохождение явит себя сплошным разочарованием.

Мы были комбайнами

Техническая сторона действа, вопреки всем моим сомнениям, держится молодцом. Напичканный стероидами и нехилой долей blur-ботокса Source engine выглядит на редкость молодо и свежо. Здешние тени больше не смотрятся столь архаично, а освещение не стыдно показывать в лучших домах Европы. На этом фоне даже как-то неприлично упоминать про ужасающие текстуры, освежающие воспоминания о тех славных временах, когда Doom 3 считался верхом прогресса. Конечно, разработчики попытались скрыть этот нелицеприятный недостаток: исправить положение были призваны пост-эффекты, размывающие изображение при любом сколько-нибудь резком движении, но как известно – припарки трупу не спасенье. Хотя в целом картинка выглядит весьма приятно, но не более.

О доносящихся из динамиков звуках можно было бы и не упоминать, ибо со времён оригинала их качество не изменилось ни на йоту. Но повод дала многоуважаемая компания Бука, которая умудрилась превратить все без исключения диалоги в скабрезный театр абсурда, дело в том, что по известным одному G-Man’у причинам, каждая последующая фраза начинается за несколько секунд до окончания предыдущей, что просто чертовски раздражает.
На этом огрехи плохосочлененного краснокожего существа не исчерпываются. К примеру, некоторые моменты, вроде вступительного ролика (ужасного, кстати) и финальных фраз Аликс, были оставлены на языке Шекспира, да и там где локализаторы всё-таки решили заняться своими прямыми обязанностями, не всё так гладко, как хотелось бы. Скажем, почему доктор Кляйнер говорит голосом мультяшного зайца? Или, какого спрашивается, один из повстанцев непосредственно перед финалом увещевает о скором прибытии штурмовиков, хотя оного так и не состоялось? И это еще цветочки, для полного счастья на упакованный в джевел диск с игрой не доложили файлов, как следствие – зависание установки и последующая скачка шестисот мегабайтного обновления, что в российских реалиях хуже горькой редьки. Shame on you Buka.

Продолжение следует

Как и ожидалось, никаких революций не произошло, а на лицо скорее некая стагнация, нежели планомерное развитие. Нам опять достались три-четыре часа первоклассного, но до мозга костей вторичного геймплея, ставших хорошим поводом, для того чтобы провести в свете экрана парочку пасмурных октябрьских вечеров. После чего можно будет со спокойной душой отправить коробку с игрой на полку и не вспоминать о ней, до выхода третьего и последнего эпизода, который, скорее всего, поставит лишь жирное многоточие в этой золотоносной истории. Но мы всё равно будем с параноидальным упорством зачёркивать дни на календаре и искренне негодовать при переносах релиза, ведь один раз подсев на Half-Life вы приобретете зависимость, от которой уже невозможно избавиться.