Обзор Witcher
На полке каждого уважающего себя любителя фэнтези почетное место обязательно занимают произведения Анджея Сапковскового из цикла «Ведьмак». Знаменитая по всему миру серия книг, повествующая о нелегкой жизни седовласого Геральта и юной Цири, породила несколько проектов-сетеллитов: сериал, фильм (скажем мягко, немного не удачный) и вот теперь, стараниями CD Project Red, игроадаптацию. Не покривив душой, заявим - последняя удалась на славу. Но обо всем по порядку…

"Услышьте же мои слова, ибо грядёт время меча и топора,
Час волчьей пурги. Грядёт Час Белого Хлада и Белого света,
Час безумия и Час презрения, Tedd Deiradh, Время Конца.
И мир погибнет замёрзший, покрытый льдом и снегом..."
Пророчество Ithlinne Aegli aep Aevenien

История еще не закончена…

Сюжет игры Анжей пишет не сам. Дав добро на создание проекта, благословив команду, он максимально отстранился от производственной рутины, оставив за собой право всячески наставлять девелоперов на путь истинный, чтобы, не дай бог, чего не вышло.

Для тех, кто не знаком с первоисточником, проведем небольшой экскурс. Ведьмаки - люди, подвергшиеся мутации в старой крепости Каэр Морхен, издавна путешествуют по земле и уничтожают нечисть за золотые монеты. Геральт – один из них, главный герой книги и игры, непримиримый (за определенную сумму) борец со злом, наделенный сверхъестественными способностями. Однажды, опрометчиво ввязавшись в политические интрижки государства Цинтра, он невольно связывает себя и будущего наследника престола Предназначением. К великому сожалению нашего героя, наследник оказывается девочкой. Отказавшись выйти замуж, она сбегает из дворца и встречается… правильно, с Геральтом. Встреча эта оказывается знаменательной. После их дороги расходятся и сходятся несколько раз, вместе они проходят через ужасную войну с королевством Нильфгаардом и спасают мир (вернее то, что от него осталось). Вопреки всему, «хеппи энда» не случается. Последняя книга заканчивается туманной смертью ведьмака (есть правда и альтернативная концовка в рассказе «Что-то кончается, что-то начинается»), и хаосом, в который погружаются все королевства.

История игры берет начало спустя несколько лет после вышеописанных событий. Вступительный ролик, преисполненный режиссерского таланта, повествует о том, как потерявший память Геральт чудесным образом возвращается к жизни и, сразу же попав в Каэр Морхен, встречает старых друзей и знакомых. Тут бы ему спокойно залатать пробоины в уютной атмосфере, подлечиться, набраться сил, но увы – на старую крепость «абсолютно случайно» нападают разбойники во главе со злобным магом и очкариком-наемником с идиотским чувством юмора. Отбиваясь от внезапной атаки, игрок познает азы управления, учится использовать разные стили и знаки, а также разбирается в бездонном журнале. По мановению волшебной па… то есть по нажатию волшебной кнопочки “J” всплывает целая энциклопедия. В ней описано практически все: задания, персонажи, монстры, алхимические рецепты и многое, многое другое, что будет очень приятно почитать поклонникам первоисточника.
Вскоре окажется, что бандиты украли древние свитки с рецептами различных зелий. Взяв старую добрую шашку, мы, недолго думая, отправляемся на поиски гнусных злодеев, сея правду и справедливость там, где только можно и даже там, где нельзя. За определенную плату, разумеется. Здесь перед нами открывается мир больших возможностей… но не самых больших размеров.

"Зло перестало быть хаотичным. Перестало быть слепой и
стихийной силой... Сегодня Зло правит законами - ибо
законы служат ему. Оно действует в соответствии с
заключенными мирными договорами, поскольку о нем,
Зле, подумали, заключая эти договоры"
Геральт из Ривии, ведьмак

Путь предназначения

Локаций от силы наберется пара десятков, да и не большие они вовсе. Но есть один нюанс, который выгодно отличает «Ведьмака» от великого множества других РПГ: каждый квадратный миллиметр игрового пространства насыщен душой, незримой жизненной силой! Порой, остановившись на мгновенье, просто любуешься толпой зевак, пытающихся спастись от внезапно хлынувшего дождя, или стаей птиц, взмывающих в небо при малейшем шорохе. Хочется наслаждаться спокойной, размеренной и по-своему прекрасной жизнью горожан. Конечно, рано или поздно все равно приходится переходить от стадии пассивной – наблюдательной - к стадии активных действий. И здесь у неподготовленного игрока, голова начинает идти кругом, а в висках бешено биться кровь. Обилие возможностей, разнообразие подходов и море выбора способны погрузить в бессознательное состояние даже заядлого ролевика. Вы вольны выполнять нехитрые поручения по истреблению назойливых монстров за символическую плату, можете стать самым удачливым игроком в кости или сделаться королем кулачных боев. Или, в конце концов, просто пойти в таверну, напиться до неприличного состояния вместе со старыми знакомыми бардом Лютиком и краснолюдом Золтаном Хиваем, чтобы проснуться на утро и обнаружить, что вас обокрали. Каждый сможет найти для себя занятие по душе.
Самое же интересное припрятано, конечно, в квестах. Восхитительных, надо заметить. Столь интересных и разнообразных заданий не было, наверное, со времен легендарного Baldur’s Gate 2. Примечательно, что относится это как к основной компании, так и к побочным миссиям - чего только стоит квест о псе-призраке. Еще один безмерно радующий факт - подавляющее большинство поручений можно выполнить как минимум двумя, а иногда даже тремя и более способами. Про количество возможных вариантов прохождения сюжетной линии даже говорить неудобно – как-то их очень уж много. И всегда помните – первое впечатление может быть обманчивым. В мире «Ведьмака» злобный бандит-наркоторговец бывает иногда честнее, чем добрый мэр процветающей деревни.

Нет предела совершенству

В любой игре, жанр которой отражается сочетанием всего трех букв - RPG (если это вам ничего не говорит, то немедленно закройте страницу), обязательно должна присутствовать система развития персонажа. Такие вот традиции. В «Ведьмаке» данная схема проверенна и стара как мир - то ли CD Project Red поленились напрягать фантазию, то ли это фишка такая. Геральт подкрепляет шкалу опыта убийствами монстров-агрессоров и банальным выполнением квестов. Полоска «экспы» заполнилась? Получите level-up и несколько скилл-поинтов в придачу, распишитесь. Теперь дело за малым – найти укромный уголок и вволю помедитировать после тяжелых трудовых будней. Во время отдыха открываем дерево навыков, от разветвленности которого начинает отчаянно рябить в глазах, а мозг молить о милосердии. Но это, увы и ах, всего лишь обман зрения. Все скиллы делятся на четыре группы: атрибуты (сила, ловкость и т.д.), знаки, «стальной меч» и «серебряный клинок». Очков умений выписывают в достатке, посему прокачать получится очень многое. Впрочем, как ни старайся, быть, к примеру, одновременно и гуру холодного оружия и мастерски «зажигать» знаком Игни все равно не доведется.
Социальные навыки отсутствуют как класс, практически все умения направлены на увеличение скорости и эффективности уничтожения флоры и фауны. Неудивительно, ведь здесь скрыто самое интересное нововведение разработчиков – абсолютно новая, непохожая ни на что боевая система. Перед нами не глупое закликивание кучки пикселей (прощай Diablo), не ритуальные танцы и прыжки вокруг ящериц (до скорой встречи, Oblivion), и не скучноватый поочередный обмен любезностями (Neverwinter Nights, аревуар). Перед нами The Witcher. Да здравствует система комбо-ударов! Делая выпады и атаки, в тот момент когда загорается курсор, мы провоцируем Геральта на свершение яростных серий, превращающих противников в малоаппетитные ингредиенты корейских салатов. Но недостаточно просто умело исполнять комбинации. В зависимости от ситуации, нужно с умом подбирать нужный меч (серебро выжигает упырей, сталь отлично кромсает homo sapiens’ов) и стиль. Последний водится в здешних краях в ассортименте из трех наименований: силовой, быстрый и групповой. По мере совершенствования умений, герой выучивает новые, более смертоносные комбинации и к концу игры превращается в настоящую шинковальную машину от Braun.

«Ведьмак без эликсиров – только полведьмака»
Геральт из Ривии, Ведьмак

Пей до дна

Сегодняшний пациент – первая на моей памяти игра, которая заставила вашего покорного слугу активно собирать всякую травку (нет, не ту, о которой вы подумали), подбирать ингредиенты, смешивать все это в нужных пропорциях, чтобы в итоге получить какое-нибудь особо хитрое зелье. Если на легком и среднем уровнях сложности есть возможность прожить без алхимии, то на сложном (а настоящие ценители РПГ ничего другого не признают) без нее родимой никак. А вы думали, в рай попали?

* * *

Справедливости ради стоит отметить, что «Ведьмак» все-таки не идеален. В огромной многолитровой канистре сладкого меда нашлось место маленькой, но неприятной ложечке дегтя. Имя ей – загрузка. Даже со скидками на красоту картинки, надпись «Loading» слишком долго мозолит глаза. Особенно сей недостаток удручает в крупных поселениях, когда необходимо частенько навещать различные дома. Очень надеемся, вскорости огрех будет исправлен патчами. Дабы не заканчивать статью минорной ноте, отметим – перед нами достойнейший представитель славного жанра РПГ и главный претендент на звание лучшей Role Playing Game 2007-ого года.

P.S. Хочется похвалить компанию «Новый Диск» за оперативную (русские геймеры смогли насладиться игрой за два дня до ее выхода в Европе) и добротную работу. Играть в локализованную версию приятнее, чем в оригинальную, благодаря точно подобранным актерам и высокому качеству перевода.