Обзор Football Manager 2008
Славная серия Football Manager – еще одно доказательство непреложной истины о том, что настоящий художник даже при помощи небольших средств способен достичь невероятных эффектов. Судя по успехам каждой новой игры Sports Interactive, художники из них самые что ни на есть настоящие. Почему-то только у них в цветных фишках с номерами видишь футболистов, великих и не очень. В черном кружке с буквой R узнаешь старину рефери. В маленьком черно-белом пятнышке – мяч. А себя, сидящего по эту сторону монитора, ощущаешь там, у кромки освещаемого тысячами искусственных солнц поля, где вот-вот развернется настоящая футбольная баталия. В которой тебе может достаться любая роль – победителя и проигравшего, триумфатора и неудачника, архитектора побед и виновника поражений. Это – с виду простая, но глубокая внутри поэзия Football Manager. Он вернулся. Он, черт возьми, снова лучший.

Возвращение плоских футболистов

Год за годом обзор новой части Football Manager постепенно становится похожим на аналогичные статьи о спортивных симуляторах EA. То есть, сперва перечисляются появившиеся за год фичи, а затем идет дежурное «надеемся, в следующем году…». Разница лишь в том, что на полтора нововведения канадцев, Sports Interactive выдает их аж целую гору, и при том они реально работают на благо геймплея и сериала в целом. Так, в этот раз разработчики, похоже, прислушались к мольбам всех начинающих алексфергюссонов и прикрутили к интерфейсу Football Manager более-менее вменяемую систему подсказок. Оная на первых порах способна оказать всем не искушенным в виртуальном тренерском ремесле неоценимую помощь – куда нажать скажет и даже нужную кнопку выделит. В остальном, интерфейс разумно решили не трогать, проведя лишь небольшие, чисто косметические изменения.

А вот над чем англичане определенно в этот раз потрудились, так это над фирменным двумерным (это для нашего времени, сами понимаете, уже даже не мезозой, а вообще страшно сказать что) движком матчей. Тут Sports Interactive пока, кажется, не смог превзойти еще ни один конкурент по жанру – при помощи пары десятков цветных фишек они порой разыгрывают такое зрелищное представление, какое и в Лиге Чемпионов не каждый раз увидишь. Схематичные игроки вполне себе правдоподобно движутся по полю, атакуют и обороняются (порой, разве что, не слишком активно прессингуют), а темп игры за какие-то пару секунд с вялого и усыпляющего способен смениться на быстрый и захватывающий. Причем, действие происходит как на поле, так и за его пределами – запасным иногда надоедает играть роль парализованных до поры до времени статистов и они начинают разминаться, перемещаясь вдоль кромки поля. Вроде мелочь, а реализма добавляет.

AI полевых игроков работает на полную катушку, порождая порой абсолютно феерические атаки, ставшими бы украшением любому реальному матчу. Как следствие, голы стали еще разнообразнее – взятие ворот производится с игры, после каких-то рикошетов с отскоками, а то и вовсе после полукурьезных ситуаций под общим названием «Э, да я просто от ворот чуть-чуть отошел!».

Правда, иногда на поле начинают происходить довольно странные вещи. Так, за один матч, автор этих строк стал свидетелем двух не засчитанных голов своей команды, трех удалений в стане соперника и автогола на последних минутах, как довершение всего этого театра футбольного беспредела.

Купите нам негра!

Чем дольше играешь в Football Manager 2008, тем больше примечаешь новых нюансов. Например, теперь появилось такое понятие, как Confidence, что дословно можно перевести как «доверие» или «уверенность». Вы всегда можете узнать отношение болельщиков команды к проделываемой игроком работе. В каждом клубе появился штатный специалист, который собирает мнения фанатов относительно всех аспектов вашего управления командой. Так что теперь игрок вынужден считаться не только с мнением вышестоящего руководства, но и с простыми смертными. А уж они не побоятся пожаловаться на то, как команда играет («Да я пойду лучше за «Газмяс» поболею!»), куда уходят деньги спонсоров («Хотим нормальный стадион!») и уж тем более на трансферную политику клуба («И вообще, купите нам негра!»).

Еще из нового. Замены во время матча теперь проводятся без отрыва от игры. На соответствующем экране вы теперь одновременно можете не только проводить тактические изменения, но и наблюдать за происходящим на поле при помощи этакой мини-карты, расположенной в нижней части экрана. Удобно – слов нет! Изменения как всегда произошли и в огромной по своим объемам базе данных – второму, после фирменного движка, достоянию всей серии еще с тех времен, когда она называлась Championship Manager (потом, как известно, случилась одна грустная история, в результате которой Eidos остались лишь права на название, а все остальное ушло к Sports Interactive). В этот раз она, как всегда, полностью соответствует ситуации в футбольном мире на момент завершения разработки игры. То есть, учтены все произошедшие переходы игроков, все изменения в персональной и командной статистике и прочие обязательные моменты. Конечно, разработчики далеко не всемогущи и объять необъятное не могут чисто физически, так что какие-либо огрехи в фактографическом плане им вполне можно простить.

***

А теперь наше дежурное «надеемся, что в следующем году…». Так вот, старые проверенные временем финты Sports Interactive до поры до времени успешно работают. И сейчас не возникает каких-то особых сомнений в том, что Football Manager 2008 вновь, подобно заправскому форварду, обойдет и оставит за спиной всех конкурентов. Но, сдается нам, что со временем сериалу все более и более ощутимо не хватает кардинально новых идей. Придумает ли Sports Interactive что-то действительно гениальное, чтобы вновь одним махом заткнуть всех за пояс? Или же будет уповать на то, что старые приемы помогут и в следующий раз? Ответы на эти вопросы мы узнаем в следующем сезоне.